Алию Оздамирову, сбежавшую из Чечни из-за угроз, обманом или насильно вывезли из Грузии в республику 9 ноября. Уже 12 ноября состоялись похороны, сообщают источники СК SOS.
33-летняя Алия покинула Чечню 20 октября — в тот же день, когда в Ереване нашли мертвой чеченку Айшат Баймурадову. С правозащитниками Алия находилась на связи с 2023 года и периодически пропадала, и лишь в конце 2025 года решилась уехать.
Она заявляла, что информация о ее ориентации стала известна определенным людям, включая двоюродных братьев, и угроза исходит именно от них и родного брата. Алия уехала в Стамбул, откуда отправилась в Грузию.

При опросе выяснилось, что угрозы Алии также связаны с ее предпринимательской деятельностью: братья избивали девушку из-за того, что ее партнеры по бизнесу задолжали деньги инвесторам и обвинили в их краже Алию.
Сама Алия утверждала, что ни копейки ни у кого не украла. По ее словам, ее пытались подставить, а обманывать людей мотива у нее не было, так как она происходила из обеспеченной семьи. Алия рассказывала, что партнеры присвоили заработанные ею деньги себе. На момент побега у Алии этих денег не было.
Алия из влиятельной и богатой семьи: ее отец, Усман Оздамиров, был приближенным Кадырова и замминистра Чечни по физкультуре и спорту, а до этого занимал должность главы Гудермесского района. С родителями у Алии были хорошие отношения: она не подвергалась домашнему насилию или ограничениям с их стороны.
В 2020 году отец умер, и ситуация осложнилась, так как теперь никто не мог защитить Алию от братьев, имеющих претензии к ее образу жизни. Родной брат Алии работает заместителем главы администрации, а двоюродные — в охране. Братья также связаны с Кадыровым и его окружением. Среди родственников есть и «правая рука» депутата Адама Делимханова, а также его зять.
Алия была готова подать заявление в связи с угрозами и шантажом, а также рассказать свою историю публично — но лишь когда окажется в безопасной стране. Более того, сейчас мы публикуем эту информацию, так как девушка просила предать огласке ее историю, если с ней что-то случится.
Отрывок из разговора Алии публикуется с вырезками из соображений безопасности, так как мы не хотим раскрывать личность координатора, с которым ведется диалог. Его ответы и моменты, где голоса пересекаются, вырезаны из записи.
В ноябре с Алией связалась ее «знакомая адвокат». Она сообщила, что на девушку якобы завели уголовное дело за «финансирование терроризма», и теперь та не сможет выехать из Грузии. Тем не менее, в базах не удалось найти никаких открытых дел против Алии, и правозащитники решили, что ей лучше покинуть Грузию. 8 ноября девушка должна была улететь из Тбилиси с пересадкой в безопасную страну.
Алия находилась на связи со своим дядей из Баку, Али Асаевым, и он подтвердил ей наличие уголовного дела, но заявил, что у него есть знакомый на границе, который может временно снять «флажок», но это якобы возможно только 10-11 ноября, поэтому лучше отложить вылет.
Со стороны это выглядело как попытка потянуть время, поэтому правозащитники рекомендовали Алие улететь 8 ноября, как собиралась, о чем она, вероятно, сообщила своему дяде. Девушке была дана четкая инструкция попытаться сесть на самолет, в случае неудачи или задержания к ней готов был выехать адвокат.
Алия пропала на полтора часа, а когда вышла на связь, сообщила, что в аэропорту ее ждал тот самый дядя из Баку. Он снова рассказал про уголовное дело и «флажок», который теперь можно было снять уже на следующий день, в воскресенье 9 ноября. Али Асаев обещал, что уже завтра она будет в самолете до Дубая, а пока предложил ей снять отель на ночь. Дядя также говорил Алие, что родственники хотят ее убить, но сам он пытается этого не допустить и готов помочь ей.
Про своего дядю Али Асаева Алия рассказывала, что он является представителем Ичкерии в Азербайджане и имеет связи с криминалом. В стране у него, по словам девушки, были серьезные связи, а Кадыров через отца Алии пытался встретиться с ним. Однако Асаев от этой встречи отказался.
Правозащитники предупредили Алию, что это с большой вероятностью является ловушкой, а девушка рискует не только своей жизнью, но и безопасностью людей, которые ей помогают. Ведь если человека поймают и вернут в республику, его телефон со всеми аккаунтами и контактами тоже окажется в руках недоброжелателей. Алия, тем не менее, заявила, что доверяет своему дяде и что он всегда был на ее стороне.
По нашим данным, 9 ноября Алия пересекла наземную границу Грузии и России. Уже на следующий день распространились слухи, что девушка умерла. Эта информация подтвердилась 12 ноября, когда состоялись похороны. Семья заявляет, что причины смерти были естественными.
Друзья и знакомые девушки, а также правозащитники из СК SOS считают, что Алия стала жертвой «убийства чести». Точно неизвестно, связано ли ее принудительное возвращение и возможное убийство с ее ориентацией или с недовольством семьи в связи с проблемами в бизнесе.