5 октября 28-летняя жительница Ингушетии Марина Яндиева с помощью Кризисной группы СК SOS сбежала из дома, где ее подвергали домашнему насилию и ограничивали в передвижениях. Часть пути Марину сопровождал представитель КПП, чеченец Магомед Аламов. При этом правозащитник не знал Яндиеву и не был осведомлен о ситуации.
11 октября Аламов начал получать звонки от Центра по противодействию экстремизму Ингушетии. Оперативники требовали, чтобы Аламов явился на допрос в связи с его причастностью к исчезновению Яндиевой, которая была объявлена в региональный розыск как пропавшая без вести. Правозащитник в ответ сообщил, что сейчас находится в другом регионе, а девушку просто подвез.
Через три дня сотрудники чеченской полиции похитили брата Аламова: его доставили в полк Кадырова, где угрожали и требовали связаться с Аламовым и убедить того вернуться в Чечню. Силовики обвиняли Аламова в сотрудничестве с СК SOS.
19 октября Марина вместе с адвокатом написала заявление о снятии с розыска в отделе полиции другого региона, а 20 октября сотрудники этого отдела сообщили адвокату, что полицейские из Ингушетии требуют задержать Яндиеву из-за заявления о краже, поданного родственниками.
Вчера Марина связалась с семьей, чтобы попытаться урегулировать конфликт. Родственники передали трубку Магомеду Аламову, которого до этого отвезли к ним домой. Мы публикуем отрывки из разговора Марины с Аламовым и своей тетей:
«Я у вас дома, в окружении ваших родственников. Моя жизнь и жизнь моих родственников под угрозой. Мне условие ставят: одну неделю, чтоб вы приехали домой. Если за эту неделю вы не вернетесь, меня убьют», — сказал правозащитник Команды против пыток.
Тетя Марины, Зухра Местоева, подтвердила слова Аламова: «Давай без последствий для людей, без последствий для нашей семьи. Тихо, мирно отпустим этого человека. У него пятеро детей, тяжело онкологически больной отец. Маленькие, как котята, дети. Ты же мусульманка, у тебя же есть сердце…».
Магомед Аламов является заложником ситуации, в которой под угрозой находятся его семья, проживающая в Чечне. Родственники девушки при поддержке должностных лиц правоохранительных органов оказывают давление на правозащитника, угрожая убийством, если девушка не вернется домой.
Родственники Яндиевой — высокопоставленные в Ингушетии люди, обладающие административным ресурсом. Тетя Марины, Зарема Антошкиева, занимает должность и.о. министра здравоохранения республики. Дядя работает в МВД Ингушетии, другой дядя имеет связи с замминистра обороны РФ.
Марина подвергалась домашнему насилию. В 2011 году поступила в университет в Москве и смогла уехать, однако в 2015 родственники отвезли ее в подмосковный исламский центр для обрядов экзорцизма, а затем насильно забрали в Ингушетию.
В 2016 девушка попыталась сбежать обратно в Москву, но ее выследили, избили и вернули домой. После этого Марина прожила в изоляции и без средств связи три года, а родственники сфабриковали справку о ее психическом расстройстве и угрожали убийством чести, если Марина не будет им подчиняться.
В 2019 году контроль ослаб, Марина смогла снова выходить из дома и начала готовиться к новому побегу. Сейчас девушка просит прекратить ее преследования и перестать угрожать убийством непричастным людям.
Команда против пыток обратилась в МВД и прокуратуру с требованием обеспечить безопасность Магомеду Аламову и членам его семьи. Кризисная группа СК SOS направила обращение к Уполномоченной по правам человека РФ Татьяне Москальковой.