Алия Оздамирова
33-летняя чеченка находилась на связи с правозащитниками СК SOS с 2023 года и периодически пропадала, и лишь в октябре 2025 года решилась уехать из Чечни.
Алия из влиятельной и богатой семьи: ее отец, Усман Оздамиров, был приближенным Кадырова и главой Гудермесского района. С родителями у девушки были хорошие отношения: она не подвергалась домашнему насилию или ограничениям с их стороны. Однако претензии высказывали ее двоюродные и родной братья, тоже связанные с окружением Кадырова. Когда в 2020 году умер отец, никто не мог защитить Алию от них.
Братья знали о негетеросексуальности Алии и угрожали ей. Также вопросы вызывала ее предпринимательская деятельность. Братья избивали девушку из-за того, что ее партнеры по бизнесу задолжали деньги инвесторам и обвинили в их краже Алию.
Кризисная группа СК SOS помогла Алие уехать в Грузию осенью 2025 года. В ноябре с Алией связалась ее «знакомая адвокат». Она сообщила, что на девушку якобы заведено уголовное дело за «финансирование терроризма», и теперь та не сможет выехать из Грузии. Она должна была покинуть ее и оказаться в более безопасной стране.
Алия находилась на связи со своим дядей из Баку, Али Асаевым, и он подтвердил ей наличие уголовного дела. Родственник пообещал, что поможет вылететь из Грузии 10–11 ноября, так как у него есть связи на границе.
8 ноября девушка с инструкциями от СК SOS должна была самостоятельно попытаться улететь из Тбилиси с пересадкой в безопасную страну. В случае неудачи или задержания к ней готов был выехать адвокат.
Алия пропала на полтора часа, а когда вышла на связь, сообщила, что в аэропорту Тбилиси ее ждал дядя. Он снова рассказал про уголовное дело и ее связи на границе. Асаев обещал, что уже завтра Алия будет в самолете до Дубая, но прямо сейчас улететь нельзя. Правозащитники предупредили, что это, скорее всего, ловушка и девушка рискует жизнью. Алия заявила, что доверяет дяде.
По данным СК SOS, 9 ноября девушка пересекла наземную границу Грузии и России. Уже на следующий день появились слухи, что она умерла. Эта информация подтвердилась 12 ноября, когда состоялись похороны.
Друзья и знакомые Алии, а также правозащитники из СК SOS считают, что она стала жертвой «убийства чести».