Один из задержанных во время чисток в Дагестане смог уехать из России. Молодого человека по имени Юсуф (имя изменено в целях безопасности) задержали в ту же ночь, когда гей-блогера Матвея Володина арестовали на выходе из изолятора. Мы сообщали об этом ранее, но без подробностей.
Юсуф объяснил, что не знал Матвея, не был подписан на его Telegram-канал и даже никогда о нем не слышал. Впервые о Володине Юсуф узнал, когда ночью ему позвонил его друг и рассказал, что их вместе с парнем задержали на квартире у некоего Матвея. Юсуф посоветовал им обратиться в правозащитные организации.
Как молодой человек узнал позже, при осмотре телефонов у задержанных нашли контакт Юсуфа. Вечером 5-го июня в дверь Юсуфа позвонили, за дверью стояли три человека: два в штатском и один в форме. Люди пригрозили, что выломают дверь, если им не откроют, поэтому Юсуф открыл им. Так молодого человека забрали в отдел полиции.
В Ленинском отделе полиции Юсуфа допросили: в основном спрашивали про связи с Матвеем. Не добившись ничего конкретного, полицейские заставили Юсуфа разблокировать его телефон и начали проверять контакты и переписки. В том числе сотрудник фотографировал чаты и имена собеседников, проверил даже операции через Сбербанк-онлайн.
После допроса сотрудники предложили Юсуфу «дружить», рассказывает молодой человек:
Че как ты, может, будем дружить, с нами будешь работать? Давай ты будешь с нами работать, мы тебе будем платить денежку, ты будешь с нами сотрудничать, и тебе не будет плохо, и нам. На взаимной выгоде будем работать.
Юсуф должен был общаться с парнями в социальных сетях и тоже приглашать их в специальную квартиру. Сотрудники заставили его на видео подтвердить, что он добровольно готов сотрудничать. После этого его отпустили.
«Сотрудник сказал, что со мной будет более выгодно и легко работать, так как я известен в комьюнити, мне будут доверять и со мной будут встречаться», — вспоминает Юсуф.
Когда Юсуфа отпустили, он в тот же день связался с правозащитниками. СК SOS помогли ему выехать из России.
«Сложно было принимать решение расставаться с домом. Но могло произойти все, что угодно, я со страхом уезжал, боялся, что меня снова заберут. Я никогда в жизни не смог бы пойти на такое, чтобы быть приманкой для геев и тем более чтобы мои друзья пострадали. Да уж лучше самоубийство», — рассказывает Юсуф.