Шесть лет подряд сотни людей на Северном Кавказе каждый день подвергаются смертельной опасности. Стать жертвой пыток можно за «неправильный» внешний вид, двусмысленную личную переписку и просто случайно, если сотрудникам полиции нужно выполнить план. За несколько лет «охота на геев» в Чечне переросла в бизнес-индустрию со своими расценками, вакансиями и правилами работы, а жертвами стали как обычные граждане, так и известные личности. Как начинались «чистки», сколько на этом зарабатывают силовики, как пытают жертв и как Кадыров разобрался с «оскорбившими» его имамами и популярным певцом, — в материале Кризисной группы СК SOS.
Материал написан по показаниям наших подопечных и источников, которые больше не проживают в Чеченской Республике.
Прайд на Кавказе и гомосексуальный имам. С чего все начиналось
Чечня никогда не была приветливым местом для ЛГБТК-людей. Однако при Ахмате Кадырове их не ловили, не пытали и не убивали. Примерно до второй половины десятых годов геям в республике грозила бытовая гомофобия, которая могла перерасти в насилие со стороны друзей, родственников и отдельных сотрудников правоохранительных органов, но с организованными преследованиями на уровне власти такие люди не сталкивались.
По рассказам собеседников СК SOS, до прихода Рамзана Кадырова к власти геи в Чечне жили достаточно свободно. При его отце ЛГБТК-людей не преследовали, они могли спокойно собираться, и у них даже было свое коммьюнити. В 2007-2008 годах начались первые случаи притеснений: один собеседник СК SOS рассказывал о случае, когда возле площади Минутка в Грозном был убит 16-летний гомосексуальный подросток (организация не может независимо верифицировать этот случай).
По словам того же собеседника, с 2015 года ЛГБТК-людей начали задерживать и делать выговоры, настойчиво советовали уезжать из республики. Геи из Чечни, получившие предупреждения, уезжали на время в Москву, где могли не скрывать свою идентичность, а затем возвращались обратно в республику, свидетельствует один из источников.
Невозможно сказать, в какой момент и почему ситуация кардинально изменилась, но существуют несколько версий. Одна из собеседниц СК SOS предположила, что это связано с большим количеством видео, на которых чеченские геи, не скрываясь, отдыхали в клубах и барах Москвы. Об этой теории, однако, рассказал лишь один источник СК SOS.
Самая распространенная из версий была озвучена источниками «Новой Газеты»: собеседники издания из УФСБ и МВД по республике заявляли, что массовые расправы над геями начались после того, как российские ЛГБТК-активисты подали заявления о намерении провести прайды в регионах Кавказа.
Позже эта версия была дополнена: намерения ЛГБТК-активистов вызвали вторую волну преследований, в то время как первая началась с задержания молодого человека. Задержанный находился в состоянии наркотического опьянения, полицейские проверили содержимое его телефона и обнаружили интимные фото и видео, а также контакты других чеченских геев. С этой базы данных начались задержания и расправы, а намерение российских активистов провести прайды на Кавказе лишь возобновило и усилило репрессии. Однако ни один источник СК SOS не подтверждает теорию о хоть каком-либо влиянии активистов на преследования и пытки ЛГБТК-людей в Чечне.
Источники СК SOS сообщают о другой версии: в ней присутствует и личный мотив главы республики Рамзана Кадырова, чем отчасти могут быть обусловлены жестокость и систематизированность преследований. Исходя из информации СК SOS, «охота на геев» в Чечне началась из-за имама, приближенного к Рамзану Кадырову. Имам встречался с молодым человеком из села, в телефоне которого силовики нашли фото и видео с имамом. Молодого человека задержали люди Магомеда Даудова (приближенного Кадырова по кличке «Лорд»).
Даудов показал обнаруженные фото и видео Рамзану Кадырову. Увиденное на записях, по словам одного из собеседников СК SOS, близкого к окружению Кадырова, довело главу республики до истерики. Имама задержали, а на изъятом у него телефоне нашли видео с еще несколькими священнослужителями. Разгневанный Кадыров приказал Даудову убить всех причастных. Так запустилась первая «цепочка» задержанных, пытанных и убитых: чеченская полиция начала ловить геев, а Даудов взялся курировать операцию. На имамах и их партнерах силовики не остановились.
Многомиллионные «выкупы» и ложные показания
Пытки и убийства без личной выгоды быстро стали неинтересны сотрудникам полиции, и попавших в РОВД начали отдавать родственникам за «выкуп». Такая же схема существует в отношении и других задержанных (за наркотики или алкоголь), но ЛГБТК-люди для чеченских силовиков наиболее «прибыльны» — за них можно просить у семей около миллиона рублей. Это стандартная расценка, с более богатых тейпов требуют больше денег.
Для сравнения, для задержанных за наркотики и алкоголь прайс варьируется в районе 300 тысяч рублей. Могут отпустить и бесплатно, даже не поставив на учет, однако в таком случае задержанные должны сообщить сведения о геях и лесбиянках в республике. При этом достоверность таких данных проверить невозможно, и люди часто оговаривают своих знакомых, чтобы избежать наказания.
С помощью ложных показаний удобно не только зарабатывать, пытать и убивать людей, но и избавляться от неудобных. Так убили сержанта полиции Сулеймана Саралиева, который глубоко переживал из-за внесудебных казней и пытался передать информацию о них прокуратуре. Командир специального отряда «Терек» Абузайд Висмурадов (по кличке «Патриот») привез задержанного за употребление наркотиков, и тот заявил, что Саралиев — гей. После этого «Патриот» отдал Сулеймана его двоюродному брату, чтобы тот сам избавился от родственника.
Все когда-либо задержанные граждане Чечни попадают в специальную базу — эта информация используется, чтобы задерживать людей повторно, пытать их и снова получать «выкуп» от родственников. После начала войны эта бизнес-схема деформировалась в систему рекрутинга «добровольцев».
Рабочие места, зарплаты и монополия на насилие
В Чечне, где найти хорошо оплачиваемую работу достаточно трудно, преследования сформировали своеобразный «рынок труда». Это коснулось не только ЛГБТК-персон, но и тех, кто, например, недоволен властью. В республике существует сеть информаторов: людей, которые заводят доверительные разговоры, а затем передают неосторожные слова сотрудникам полиции.
В случае ЛГБТК-людей перечень вакансий шире: помимо обычных осведомителей, есть и те, кто устраивает «подставные свидания». Иногда это задержанные люди, которых вынуждают сотрудничать с органами. Им приходится знакомиться с парнями в приложениях и на сайтах, заводить с ними откровенные беседы и заманивать в специальные квартиры, где жертв ловят силовики.
Исмаилу Исаеву, которого приговорили к шести годам колонии по сфабрикованному обвинению, предлагали свободу в обмен на такое «сотрудничество». Обещали платить 50 тысяч рублей в месяц — это приличная сумма для Чечни, где номинальная зарплата в 2022 году составляла чуть более 33 тысяч рублей. Другому человеку, который давно занимается выслеживанием ЛГБТК-персон, платят по 30 тысяч рублей за каждого пойманного гея. При этом деятельность этого «сотрудника» не ограничивается только республикой: он также уполномочен следить за чеченцами в столице.
Нажиться на преследованиях пытаются и люди, которые напрямую не относятся к силовым структурам и не сотрудничают с ними. Так, например, геев часто шантажируют, угрожая сдать их полицейским, и вымогают деньги в обмен на молчание. Нам известно о случаях, когда гражданские лица добывали компромат на ЛГБТК-людей и затем требовали с них либо имена других геев, либо определенные суммы.
Однако чеченским силовым структурам такая самовольность не нравится: делиться деньгами и властью они не хотят. Полиция фактически стремится стать монополистом, пресекая попытки отдельных излишне инициативных граждан паразитировать на репрессивной системе. Как минимум в одном случае инициаторы преследований и шантажа сами оказались в застенках РОВД и подверглись пыткам.
Помимо подставных свиданий, существуют и другие методы «отслеживания» геев. Силовикам приказано обращать внимание на парней, которые модно одеваются, следят за своим внешним видом, отращивают волосы, пользуются одеколоном, не ходят на свидания с девушками и не переписываются с ними в социальных сетях. Любым из этих факторов можно привлечь внимание полиции.
Как и за что убили Зелимхана Бакаева
Популярный в России певец чеченского происхождения бесследно пропал в 2017 году, когда из Москвы прилетел в Грозный на свадьбу к сестре. Чеченские власти отрицали свою причастностью к исчезновению Бакаева, а правозащитники связывали пропажу с «охотой на геев» в республике и предполагали, что певца убили. В интернете даже появилось видео, на котором Бакаев рассказывает, что он уехал из России в Германию, однако журналисты сопоставили факты и пришли к выводу, что видео записано в России (о том, как снимаются такие постановочные видео — читайте здесь).
Друзья артиста сообщали телеканалу «Дождь», что местные жители видели, как Бакаева похитили люди в военной форме. Собеседники «Новой Газеты» подтверждали, что певец убит. А родственники Зелимхана все равно надеялись найти его живым, мать даже обращалась к Рамзану Кадырову.
По данным СК SOS, Бакаев действительно был убит чеченскими силовиками. Его тело передали семье и приказали «похоронить как собаку».
Источник СК SOS, близкий к окружению Кадырова, сообщил, что за Бакаевым велась слежка из-за подозрения в гомосексуальности. Сотрудники полиции искали доказательства и следовали за певцом в его поездках. У Бакаева же были отношения с молодым человеком из другой республики Северного Кавказа, однако вместе они никогда не показывались и своих чувств публично не проявляли.
Тогда силовики подослали к подруге молодого человека Бакаева чеченца по имени Альберт, который несколько месяцев ухаживал за девушкой, дарил ей подарки и пытался вывести на личные разговоры. Во время одного из визитов Бакаева в регион девушка рассказала Альберту, что у Зелимхана любовные отношения с ее другом. Женщина призналась, что они встречаются у нее в квартире и она видела их целующимся. Альберт тут же передал информацию силовикам.
Другой источник, близкий к окружению Бакаева, не смог подтвердить информацию об отношениях певца с молодым человеком из другой республики, однако не исключил, что за певцом могли пристально следить из-за развернувшейся тогда кампании против геев. Тем не менее Бакаев большую часть времени жил в Москве, и маловероятно, что за ним следили за пределами Северного Кавказа.
Друзья и знакомые Бакаева предупреждали его о возможных рисках и просили покинуть Россию. Однако Зелимхан оставался из-за необходимости ухаживать за больной матерью и не верил, что его могут убить. Бакаев считал, что он в безопасности, поскольку проживал в Москве и был известен как поп-певец. По словам источника СК SOS, на предупреждения друзей и знакомых Зелимхан отвечал:
По мнению собеседника СК SOS, «сдать» Бакаева мог его бывший молодой человек, тоже проживавший в Москве и имевший связи с силовиками в Чечне. Также незадолго до исчезновения Зелимхана в республике был задержан знакомый певца, которого пытали из-за гомосексуальности. Спустя две недели после того, как знакомого отпустили, Бакаев исчез.
Новость о том, что информация о гомосексуальности Бакаева подтвердилась, дошла до Кадырова, который был лично знаком с Зелимханом и пожимал ему руку. У главы республики и певца даже есть совместное фото — еще со времен, когда Бакаев был солистом ансамбля песни и пляски «Столица». Кадыров любит показывать доброжелательное и покровительственное отношение к артистам, поэтому однажды собрал представителей ансамбля в своей резиденции на чаепитие.
Как сообщил источник СК SOS, глава республики счел гомосексуальность Бакаева личным оскорблением и приказал «разобраться» с певцом, которого перед смертью долго пытали.
Методы чеченской полиции
Несмотря на миллионные «выкупы», задержанных по подозрению в гомосексуальности все равно регулярно подвергают пыткам. Одна из самых распространенных — это пытка током через прикрепленные к пальцам оголенные провода. Такой пытке подвергался и Салман Мукаев, задержанный по ложному подозрению в гомосексуальности, которому сейчас грозит экстрадиция из Армении в Россию.
Другой популярный метод — избиения палками и пластиковыми трубами. Также задержанных иногда связывают, подвешивают за руки и оставляют висеть, пока те не согласятся дать признательные показания или оговорить других людей.
Если полиция считает доказательства «вины» человека существенными, то пытки становятся более жестокими. Задержанных могут насиловать различными предметами, избивать и заставлять драться друг с другом. Пытки разнятся в зависимости от сотрудников полиции и места содержания.
«Профильным» отделением РОВД по поимке геев считается Ленинское, сотрудники которого наиболее опытны в этом вопросе. Для пыток и дополнительных допросов геев отвозят на базу в село Сержень-Юрт.
В Шатойском и в Старопромысловском РОВД задержанным в анальное отверстие вставляли металлическую трубу с колючей проволокой внутри, после чего вынимали трубу, оставляя проволоку в прямой кишке. Также сотрудники Шатойского РОВД иногда выдают геев за «ваххабитов» (последователей религиозного учения, с которым борются власти Чечни): мужчин заставляют отращивать волосы, а затем устраивают «охоту» на них в лесу.